Предприятия молочной отрасли
Ленинградской области и Санкт-Петербурга
На главнуюНаписать письмоКарта сайта
Google



Атлас Санкт-Петербурга

Электронный атлас Санкт-Петербурга

Rambler's Top100

В январе-марте текущего года валовой надой молока в хозяйствах всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился. Увеличение производства молока произошло в наибольшей степени за счет сельхозорганизаций, рост производства в которых составил 93,5 тыс.т. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения молока надоено соответственно на 14,5 тыс.т и 12,9 тыс. т больше.

Поголовье коров продолжало сокращаться, но более низкими, чем в прошлом году, темпами.  Полученный  уровень продуктивности коров в сельхозорганизациях позволил полностью компенсировать потери продукции  из-за сокращения численности коров.

Импорт  молока и сливок сгущенных и сливочного масла в отчетном периоде  сократился за счет уменьшения поставок из стран СНГ,  в частности Украины и Республики Беларусь. В то же время, импорт  сыра увеличился,  в основном,  за счет поставок из стран дальнего зарубежья, а также Республики Беларусь.

Экспорт молокопродуктов был по-прежнему незначителен.

Повышение потребительского спроса на молочные продукты в результате роста реальных доходов населения стимулировало  наращивание его выработки

Ценовая ситуация на рынке молока  и молокопродуктов в начале текущего года характеризуется умеренным ростом цен. Рост цен на молоко и молочную продукцию в целом за отчетный период не превысил уровня инфляции.

Во II квартале т.г. цены первичной реализации молока и продуктов его переработки  будут традиционно понижаться.

 

 

Валовой надой молока  увеличился

 

В январе – марте т.г. валовой надой молока в  хозяйствах всех категорий составил около  6087 тыс. т, что  на 121 тыс. т больше, чем в  соответствующем периоде прошлого года. Прирост производства обеспечен, в основном, сельхозорганизациями, производство молока в которых увеличилось на 3% (на 93,5 тыс т).  Продолжился рост объемов производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах, здесь его получено на 8,5% (14,5 тыс.т) больше.  В хозяйствах населения, в отличие от предыдущего года,  молока надоено на 0,5%  (12,9 тыс.т)  больше (диагр.1).

 

01 

 

Увеличение валового надоя молока в сельхозорганизациях обусловлено ростом продуктивности коров, хотя его темпы в этом году ниже  прошлогодних.  В  январе-марте  т.г.  надой молока на 1 корову в сельхозорганизациях составил 847 кг, превысив уровень предыдущего года на 64 кг  (на 8,2%),  при росте надоев в I квартале 2006 года   - 81кг (11,6%).

 

Тем не менее,  достигнутый  в отчетном периоде уровень продуктивности коров в сельхозорганизациях позволил полностью компенсировать потери объемов производства молока,  в результате продолжающегося здесь сокращения численности коров. Следует отметить, что  по сравнению с прошлым годом, темпы сокращение поголовья коров в сельхозорганизациях  замедлились, в хозяйствах населения  - стабилизировались на уровне  соответствующего периода прошлого года.  В крестьянских (фермерских)  хозяйствах поголовье коров  продолжало увеличиваться  (табл.1).

 

Снижению темпов роста продуктивности коров способствовало ухудшение состояния кормовой базы. По данным Росстата, наличие всех  кормов в сельхозорганизациях на конец марта т.г. было на 10,7% меньше, чем на  соответствующую дату прошлого года, в том числе концентрированных – на 5% меньше. В расчете на условную голову  приходилось  5,4 ц кормовых единиц против 6,2 ц  кормовых единиц на конец марта прошлого года.

 

Таблица 1. Численность коров в Российской Федерации  на 1 апреля (по данным Росстата), тыс. голов

 

 

2006 г.

2007 г.

2007 г. в % к 2006  г.

Справочно

 

2006 г. в % к 2005 г.

Все категории хозяйств

9578,4

9467,4

98,8

93,5

   в том числе:

 

 

 

 

  сельхозорганизации

4218,7

4047,7

95,9

92,9

  личные хозяйства населения

4941,1

4941,0

100

92,8

  крестьянские (фермерские)      хозяйства

418,5

478,7

114,4

108,9

 

 

Импорт молока и сливочного масла снизился, а сыра -  продолжал увеличиваться.  Объемы экспорта молочных продуктов были незначительны

 

 

 

Доля импорта в формировании ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в I квартале 2007 года, по предварительным данным Росстата, составила 16,1% против 15,2% в  соответствующем периоде прошлого года.

 

По оперативным данным ФТС России и Росстата,   в  январе-марте 2007 г. импорт  молока и сливок сгущенных по сравнению с прошлым годом сократился – на 9%, а  масла сливочного – на 2 процента. Вместе с тем, рост импорта сыра продолжился,  составив 138,3 процента (диагр. 2).

 

02

 

В январе-марте этого года ввоз  молочной продукции  (кроме сыра)  из стран СНГ  уменьшился за счет снижения импорта из Украины (табл. 2). В январе – марте 2007 г. из Украины поставлено лишь 6,4 тыс.т  сыра, что  на 40% меньше, чем за этот же период прошлого года. Сливочное масло из Украины в отчетном периоде  не поставлялось.

 

Основные среди стран СНГ поставки молочной продукции приходились на Республику Беларусь, хотя объёмы закупаемой здесь молочной продукции (кроме сыра) в текущем году снизились. В январе-марте 2007 г. в Белоруссии было закуплено около 30,0 тыс.т сырого молока против 36,6 тыс.т в соответствующем периоде прошлого года, молока и сливок сгущенных, соответственно  – 18,5 тыс.т и 19,5 тыс.т, сливочного масла 6,9 тыс.т и 7,9 тыс.т.  Вместе с тем, импортировано  20,3 тыс.т  сыра, что  на 36,8% больше.

 

 В то же время отмечался  дальнейший рост импорта сыра и сливочного масла из стран дальнего зарубежья, что привело к  некоторому росту удельного веса  этой группы стран в объемах импорта данных продуктов (диагр. 3).

 

Таблица 2. Импорт молочной продукции в I квартале 2006-2007 гг. по странам (с учетом Республики  Беларусь), тыс.т  (данные ФТС  России и Росстата)

 

 

2006 г.

2007 г.

2007 г. в % к 2006 г.

Молоко и сливки сгущенные (код ТН ВЭД 0402)

Дальнее зарубежье

СНГ

Всего

 

0,5

20,4

20,9

 

0,5

18,5

19,0

 

100,0

90,7

90,9

Масло сливочное (код  ТН ВЭД 0405)

Дальнее зарубежье

СНГ

Всего

 

28,0

8,5

36,5

 

28,9

6,9

35,8

 

103,2

81,2

98,1

Сыр (код  ТН ВЭД 0406)

Дальнее зарубежье

СНГ

Всего

 

34,9

20,2

55,1

 

48,7

27,5

76,2

 

139,5

136,1

138,3

 

 

Основные среди стран дальнего зарубежья объемы поставок  сливочного масла  в I квартале текущего  года приходились на  Новую Зеландию (29% от общих объемов импорта), Польшу (13,4%), Финляндию (10,3%), а сыра – на  Германию (21%), Литву (11%).

 

Цены на закупаемую по импорту молочную продукцию в текущем году выше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Так, средняя контрактная цена на сливочное масло, ввозимое из стран дальнего зарубежья, в январе-марте т.г. составила 1765 долл./т или на 5,4% выше, а сыр  -  2970 долл.т  или на 15%  больше.

 

03 

 

Экспорт молока и сливок сгущенных в  отчетном периоде  снизился  на 23%, а сливочного масла и сыра, напротив, увеличился в 1,8 раза и  в 1,6 раза соответственно (диагр.4).

 

04 

 

Поставки молочной продукции на экспорт осуществлялись в основном в страны СНГ, в частности в Казахстан и Украину.  Кроме того, в Республику Беларусь, экспортировано 3,5 тыс. т молочных продуктов или  на 17% больше, чем в   соответствующем периоде прошлого года.

 

Объемы экспорта молочной продукции оставались незначительными. Их удельный вес в ресурсах молока и молокопродуктов в настоящее время не превышает 2 процентов.

 

 

Выработка основных видов молочной продукции увеличилась

 

В январе-марте т.г.  молокоперерабатывающими предприятиями выработано  больше, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, молочной продукции, за исключением молочных консервов (табл.3). Особенно  существенно выросло производство масла и сыра.

 

Таблица 3. Производство молочной продукции в Российской Федерации

в январе-марте 2006 – 2007 гг. по данным Росстата, тыс. т

 

 

2006 г.

2007 г.

2007 г. в % к 2006 г.

Масло животное

48,3

54,0

111,9

Сыры жирные

76,8

90,0

117,1

Цельномолочная продукция

2391,5

2501,2

104,6

Сухое цельное молоко

12,1

12,6

103,4

Нежирная молочная продукция

105,1

110,7

105,3

Консервы молочные, муб

200,2

177,3

88,5

 

 

Потребительский спрос на все виды молочной  продукции по сравнению с прошлым годом увеличился, что явилось одним из факторов роста её выработки. Следует заметить, что темпы роста спроса на молокопродукты (кроме молочных консервов и масла животного) превышали прошлогодние. По данным Росстата, индекс физического объема продаж цельномолочной продукции в розничной торговле в I квартале т.г. составил к соответствующему периоду прошлого года 111,1% (в I квартале 2006 г. – 107,5%), сыров  жирных (включая брынзу) – 113,7% (113,4%), масла животного – 107,0% (109,8%), консервов молочных – 108,7% (112,3 процента).

 

Повышение спроса на молочную продукцию вызвано ростом реальных доходов населения, которые  в январе-марте т.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли  на 13 процентов.

 

 

Рост цен на молочные продукты в текущем году ниже прошлогоднего

 

Изменение цен сельхозпроизводителей на реализуемое молоко в текущем году  соответствовало динамике предыдущего года (диагр.5). В первые месяцы года цены реализации молока сельхозорганизациями традиционно повышались при постепенном замедлении темпов роста. В соответствии с данными Росстата, в I квартале т.г. индекс цен относительно декабря предыдущего года составил 102,5 % против 104,4% в  соответствующем периоде 2006 года. Уровень средней цены первичной реализации молока в  январе - марте этого года был на 2,5% выше прошлогоднего и составил 7831 руб./т  (без учета НДС).

 

05 

 

Цены производителей и потребительские цены на молочные продукты в январе-марте т.г. росли в основном более медленными темпами, чем в соответствующем периоде прошлого года (табл.4). Потребительские  цены  в целом на молоко и молочные продукты, а также сливочное масло,  как  и в прошлом году, повышались медленнее, чем   на  продовольственные товары в целом и их рост не превысил уровень инфляции (диагр.6)

 

Таблица  4. Индексы цен на отдельные виды молочной продукции в марте 2006 – 2007 гг. (в %  к декабрю предыдущего года)

 

 

Цены производителей перерабатывающей промышленности

Потребительские цены

2006 г.

2007 г

2006 г.

2007 г

Молоко цельное

103,7

102,2

103,2

102,0                                             

Сметана

103,0

101,7

103,0

101,7

Творог жирный

101,6

103,0

104,6

102,3

Масло сливочное

102,5

101,6

102,9

101,9

Сыр твердый

103,0

101,8

102,3

102,4

Молоко цельное сухое

102,0

103,4

-

-

 

 

06 

 

Как и в предыдущие годы, ресурсы сливочного масла и сыра в I квартале т.г.  формировались в значительной степени за счет импорта. В январе-марте этого года импорт сливочного масла  к его внутреннему производству составил 66%, а сыра – 85 процентов. Учитывая высокую долю импорта, ценовая ситуация на российском рынке данных продуктов продолжает находиться под определенным  влиянием импортных цен. 

 

Действующий в настоящее время размер пошлин на  импортируемое сливочное масло не обеспечивает конкурентоспособность отечественной продукции.    Средняя  импортная цена   на границе  (с учетом НДС и таможенных платежей) на  масло, ввезенное из стран дальнего зарубежья в январе-марте т.г.,  была  на 33% ниже  цен отечественных производителей, а  из стран СНГ – на 28 процентов. Аналогичная ситуация складывалась и по сыру. Например, средняя импортная цена на сыр, ввезенный из Германии и Литвы,  на долю которых в январе-марте т.г. приходилось соответственно 21% и 11% от общего объема  импортных поставок,  была ниже цен  отечественных производителей на 20 процентов.

 

Во II квартале т.г. в результате сезонного увеличения  производства молока цены  его первичной реализации,  а также цены на продукцию его переработки будут постепенно снижаться.



Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «Рынок молока»
Рынок молока и молокопродуктов в I квартале 2006 года
Рынок молочной продукции
Качество продукции в молочной промышленности.
Прогноз развития пищевой промышленности в России
Повышение таможенных пошлин

 
Изготовление сайтов, поисковое продвижение сайтов, техническая поддержка. WebRoad (Группа компаний ВРД)